§2.Цивилизация арабов в Сицилии.

     Источников, которые позволяли бы восстановить состояние цивилизации арабов в Сицилии, очень мало. Несколько указаний, разбросанных в различных рассказах хроникеров, небольшое число монументов, избежавших разрушения и некоторые монеты - вот все, чем мы обладаем. Однако, достаточно показать, что хотя цивилизация арабов в Сицилии была на более низком уровне, чем в Египте и Испании, она была достаточно развита, и интеллектуальный, и промышленный, и социальный уровни были более высоки в момент ухода арабов, чем в начале их завоеваний. Влияние цивилизаций может быть оценено в улучшении поведения одного народа другим народом. С этой точки зрения, полезное влияние арабов в Сицилии значительно.
     Как только период завоевания мусульман в Сицилии закончился, начался период организации. Во время правления Карфагена остров был разделен на две половины - Сиракузский и Палермский. Арабы его разделили на три валият, лучше соответствующие географии страны. Каждый из валиятов имел своего правителя и состоял из множества округов, управляемых каидами, подчиненными правителю. Муфти или верховный судья обосновался в Палермо и в каждом округе был свой кади и судебный секретарь. В каждом городе был сборщик налогов. Большой совет, называемый диваном, выполнял роль счетной палаты, проверял бухгалтерские расчеты.
     Если это мешало общим интересам, христиане сохранили их гражданские и религиозные законы и права следовать им. Греческие администраторы, называемые стратегами, сохранили свои привилегии и даже названия. Они разбирали разногласия между христианами, собирали подушную подать, установленную арабами и которая составляла 48 динар для богатого человека, 24 для человека среднего достатка и 12 для тех, кто зарабатывал на жизнь своим трудом. Эта такса была значительно ниже, чем при греках. Монахи, женщины и дети освобождались от всех контрибуций.
     Все, что касалось гражданских прав: предпринимательство, наследие и т.п. были хорошо приспособлены арабами к обычаям страны, так что норманны после захвата страны оставили их в силе.
     Под их правлением христиане сохранили законы, обычаи и свободу в соблюдении своей религии. Следуя доминиканцу Корадин, настоятелю церкви Св.Катерины в Палермо, священник мог выйти в церковном облачении, когда он нес больным причащение. Аббат Мороколи свидетельствует, что в публичных церемониях в Мессиче можно было видеть два знамя: одно принадлежало мусульманам и состояло из черной башни на фоне зеленого поля, другое принадлежало христианам и несло золотой крест на красном поле. Все церкви, существующие к моменту завоевания, были сохранены; но, в противоположность тому, что делалось в Испании, не разрешалось строить новые.
     Как только арабы могли рассмотреть себя как хозяева Сицилии, они занялись сельским хозяйством и промышленностью и быстро вывели их из состояния упадка. Они стали культивировать хлопок, сахарный тростник, ясень, оливы; проводили работы по канализации, которая еще существовала, и научили строить водопроводы с сифоном, неизвестные до них.
     Промышленность также обязана им значительным прогрессом. Естественные богатства страны: серебро, железо, медь, сера, мрамор, гранит и т.д. систематически добывались. Они ввели на острове искусство работы с шелком. В Нюренберге имеется мантия из шелка, по обычаю государей Сицилии покрытая куфическими письменами с указанием даты 1133г. Вся одежда заставляет думать, что искусство красить ткани в Европу пришло из Сицилии.
     Торговля, которая была почти на нуле до арабов, стала развитой: об этом свидетельствуют многочисленные законы о таможне, которые существовали под их руководством и длинный список товаров в старинных норманнских дипломах начальных моментов завоевания. Они показывают, насколько развита была торговля до прихода норманнов.
     Сегодня в Сицилии существует очень малое число мусульманских монументов. Самыми значительными являются дворец Зиза и Куба около Палермо. Они доказывают, что старинные хроникеры не преувеличивали, расхваливая великолепие этих старинных монументов. В частности, монах Теодос и географ Идриси с восхищением говорят о дворцах, отделанных мрамором, блестящей мозаикой и окруженными чудесными садами, которые существовали при арабах. Монах Теодос был пленен в 878-м году Хежира при осаде Сиракузы и был отправлен в Палермо. Он расхваливал дворцы, мечети и пригороды этого значительного города.
     Араб Идриса, который составил большой трактат по географии в Палермо при правлении Роже II, т.е. почти в начальный момент завоевания христиан, оставил следующее описание этого города:

     "Палермо, столица благородной Сицилии, собрал все виды величия и роскоши. Этот город, один из самых известных городов мира, стал резиденцией правителей с давних времен. Он расположен на берегу моря и окружен высокими горами. По мнению всех путешественников, он был бы самым приятным местоприбыванием. Иностранцы, которые высаживались на великолепных причалах, с восторгом созерцали его величественные дворцы, невысокие и массивные, стройные колокольни в местах, предназначенных для молитв христиан, и большие купола мечетей. В первую очередь, они любовались совершенством и элегантностью искусства, примененным в конструкциях этих пышных строений. Палермо состоит из двух частей, крепость и слободу. Замок (Эль-Каср) должен считаться самым защищенным местом. Он делится на три квартала, включая закрытый рынок, базары и прекрасные, благородные жилища. Там живут богатые торговцы - христиане, мусульмане и евреи. Там же находится большая мечеть, которая превосходит всякое воображение во всем: в грациозности, в изысканности рисунков, скульптур и орнаментов. На севере возвышается крепость, которая была построена по приказу короля Роже. Расположение этого строения выбрано со значением дела, высота значительно; она покрыта любопытными арабесками с письменами, выполненными с изумительным искусством. Слобода окружат город со всех сторон. Она была построена на месте города, который назывался Эль-Халеса и где правил во времена мусульман лейтенант Халифа. Она огромна, состоит из большого количества домов, рынков, бань, киосков, караван-сараев. Вокруг Палермо можно видеть только искрящиеся фонтаны, зеленеющие рощи и прекрасные виллы. Не хватает воображения и слов, чтобы описать все прелести окрестностей этого города, которые в совокупности представляют восхитительный вид."

     Преимущества в знаниях художества, промышленности и наук арабов легко объясняет поддержку, которую оказывали им норманны. Монахи сами восхищались их прозорливым умом, но охотно приписывали колдовству все их нововведения. Из любопытных отрывков, посвященных этому, я приведу один, латинского летописца, который достаточно хорошо показывает мнение врагов арабов относительно них.

     "В одной из своих экспедиций Роберт Вискард нашел статую на гранитной колонне, на бронзовой короне которой были выгравированы слова: ' Первого мая, восход солнца, я буду иметь золотую корону.' Никто не мог разгадать смысл этих слов, но один сарацин из Сицилии, пленник графа, очень сведущий, как все сыны Аира, в оккультных науках и секретах иносказаний, сказал Роберту, что он догадался о смысле этих слов и если он ему даст свободу, он раскроет этот секрет. Роберт обещал отправить его свободным в Сицилию. Сарацин ему посоветовал копать первого мая, при восходе солнца то место, куда укажет конец тени статуи. Так и сделали и нашли большое и богатое сокровище."