§4. Характер и частная жизнь Мохаммеда.

     До сих пор мы говорили лишь социальной жизни Мохаммеда. Попытаемся теперь востановить его характер и личную его жизнь по тем документам, что оставили нам арабские историки.
     Вот что говорит один из них - Абулфеда, опираясь на описания, составленные современниками пророка, в частности его зятем и первым из его последователей - Али:

"Мохаммед был среднего роста, крепкого телосложения; он носил густую черную бороду; лицо его было полным и выразительным. Прожитые годы оставили свой след лишь несколькими белыми волосами на его голове и в его бороде. По своим моральным качествам он превосходил обычных людей. Часто обращаясь к Богу с молитвами, Мохаммед был чужд пустословия; он был немногословен. Лицо его отражало благожелательный спокойный нрав и справедливое отношение ко всем людям - как к родственникам, так и к посторонним, как к сильным, так и к слабым. Он любил обездоленных, он не презирал бедных и не почитал богатых. Он всегда стремился снискать любовь видных людей, заботился о привязанности своих компаньонов и никогда не отталкивал их от себя."

     Мохаммед всегда внимательно выслушивал каждого, кто оказывался рядом с ним. Он никогда первым не прекращал разговора, никогда не отнимал свою руку, поданную кому-либо. Он участвовал в обсуждениях различных проблем наравне со всеми и всегда последним покидал собрание. Он часто посещал своих компаньонов, интересуясь всем, что происходило с ними. Он сам доил своих овец, не брезгуя при этом сесть на землю и испачкать свою одежду, которую носил затем в таком состоянии.
     В числе компаньонов Мохаммеда были и бедные люди, которых называли "абль-саффа", то есть "люди-скамейки". Это были несчастные арабы, не имевшие ни жилья, ни семьи. Они ночевали в мечетях Медины, там же обитали и днем. Скамейки мечетей являлись основным местом их пребывания, этим и объясняется их прозвище. Мохаммед всегда приглашал на обед нескольких из них, остальных же поручал своим компаньонам. Один из них, Абу-Харайра оставил нам следующее повествование:

"Пророк ушел из этого мира лишь однажды насытившись ячменным хлебом; случалось, что в домах, где он обитал, в течение одного-двух месяцев не разводился огонь и не готовилась пища. Финики и вода были его обычной едой. Не раз я видел пророка, терзаемого голодом, - чтобы ослабить муки, он ремнем привязывал камень к своему животу."

     Согласно другим арабским летописцам Мохаммед имел сильное самообладание; он был мечтателем, простым, молчаливым, но твердым в своих решениях, всегда, даже разбогатев, он сам обслуживал себя. Мохаммед мужественно переносил усталость; его твердость уравновешивалась его спокойствием. Один из слуг, состоявший при Мохаммеде в течение 18 лет, утверждал, что пророк ни разу не отругал его. Мохаммед был талантливым военачальником. Он не избегал опасности, но и не искал ее. Его здравомыслие позволяло поддерживать на высоком уровне смелость соотечественников.
     Существует мнение, что Мохаммед был малообразованным человеком. Возможно, имей он лучшее образование, он сделал бы композицию Корана более стройной. Но вероятно и то, что будучи ученым, Мохаммед не создал бы новой религии - ведь только простым людям понятны чаяния народа. Так или иначе, прозорливость Мохаммеда была необычайной. Ее можно сравнить разве что с прозорливостью, которой обладал, согласно еврейским священным книгам, Соломон.
     Будучи еще совсем молодым, Мохаммед однажды выступил в качестве арбитра в споре между двумя главными семьями Мекки. Они оспаривали право возвратить на прежнее место в отреставрированном храме Кааба знаменитый черный камень, якобы спущенный ангелом с небес для Авраама. Соперники уже приготовились взяться за оружие, когда Мохаммед постелил на землю свое пальто, положил на него камень и попросил вождей поднять пальто за края так, что камень оказался на нужной высоте. Тогда он сам взял его и водрузил на место, чем положил конец распре.
     Единственной слабостью Мохаммеда были женщины. Впрочем, эта слабость была запоздалой, ибо до 50 лет он оставался верным своей первой жене. Мохаммед не скрывал своей страсти:

"То, что люблю я более всего, - это женщины и благоухания, то, что более всего утешает душу, - это молитва."

     Возраст женщины не имел для Мохаммеда большого значения - Айше было всего 10 лет, когда он взял ее себе в жены, Маймуне же был 51 год. Однажды Мохаммед случайно увидел в неглиже жену своего приемного сына и воспылал к ней такой страстью, что сын вынужден был развестись и уступить свою жену отцу. Казалось бы, мусульмане должны были быть шокированы этим поступком, но ангел Гавриил, с которым Мохаммед общался каждый день, одобрил его - об этом есть даже запись в Коране.
     В один год Мохаммед женился 4 раза; всего же он имел 15 жен, 11 из которых - одновременно. Для европейца это покажется странным, но жители Востока порой имеют и больше жен, - примером тому, согласно Библии, является царь Соломон.
     Неизвестно, были ли все жены пророка верными ему. Не исключено, что и он был жертвой супружеской неверности, столь частой у европейцев, но редкой среди жителей Востока. В частности, Айша создавала ему немало проблем и давала повод для злословия. Однако ангел Гавриил удостоверил ее целомудрие, что нашло свое отражение в Коране. Мохаммед пришел к выводу о том, что не стоит иметь слишком много жен одновременно и запретил своим последователям иметь более 4-х жен. Напомним, что у арабов, как и у всех азиатов, полигамия существовала задолго до Мохаммеда. Существует она и теперь. Несмотря на слабость, питаемую Мохаммедом к женскому полу, он не отличался снисходительностью к женщинам. Хотя и не так строго, как в Библии, в Коране Мохаммед характеризует женщин как существа, падкие на украшения и туалеты и любящие спорить без причины. Еще он говорит:

"Я не знаю большей ошибки, чем то, что каждая из вас, женщин, заставляет мужчину, даже самого разумного и осторожного, нарушать моральные устои."

     Абулфеда указывал на то, что из всех женщин Мохаммед выделял лишь четырех: Асию - жену фараона, Марию - мать Иисуса, свою жену Хадичу и свою дочь Фатиму; в то время как выдающихся мужчин он мог назвать множество.
     Детей пророк имел только от первой своей жены, Хадичи. (Заметим, что он упоминает ее в числе тех четырех женщин, которых считал близкими к совершенству.) Всего у Мохаммеда было семеро детей - 3 сына (они все рано умерли) и 4 дочери. Самая известная из них - Фатима вышла замуж за приемного сына пророка - Али.
     Мохаммед оставил вдовами 9 своих жен. После смерти пророка они не имели права снова выходить замуж.
     Мохаммед не делал никаких чудес. Однако бытует мнение, что основателю религии "подобает" быть чудотворцем; поэтому некоторые чудесные деяния приписывались пророку его последователями. Вот, например, что говорится по этому поводу у Казимирского:

"Однажды на виду у всех он расколол Луну надвое. По его просьбе Бог повернул движение Солнца вспять, чтобы Али мог совершить полуденную молитву. Он пропустил ее, поскольку пророк спал тогда на его коленях, и Али не хотел будить отца.
     Мохаммед всегда казался на голову выше любого из своих спутников, хотя на самом деле он был среднего роста.
     Лицо пророка излучало свет. Когда он закрывал лицо руками, свет струился сквозь пальцы. камни, деревья, травы приветствовали пророка и склонялись перед ним; животные - газели, волки, ящерицы и другие - разговаривали с ним. Однажды к пророку обратился с речью даже зажаренный целиком козленок.
     Мохаммед имел власть над демонами. те боялись пророка и верили в его апостольство.
     Мохаммед мог делать зрячими слепых, исцелял больных и даже оживлял мертвых.
     Однажды по его воле перед Али и его семьей вдруг чудесным образом возник стол, накрытый всевозможными кушаньями.
     Мохаммед предсказал, что его потомки от Фатимы станут жертвами несправедливости и будут гонимы; предсказал он и то, что Оммиады будут править около 1000 месяцев. Все эти предсказания сбылись.

     Все добрые мусульмане верят в то, что однажды ночью Мохаммед был вознесен на небо неким фантастическим существом - Бораком - крылатой женщиной-лошадью с павлиньим хвостом. Миновав 7 небес, пророк прибыл к трону Бога.
     Считают, что Мохаммед был эпилептиком. Однако в арабских летописях я не нашел бы ничего, что указывало бы на это. Известны свидетельства жены Мохаммеда, Айши, что во время откровений пророк впадал в некое особенное состояние: к лицу его приливала кровь, он начинал стонать, а затем падал в обморок. Вне этих припадков Мохаммед, как и большинство людей с нарушенной психикой, имел вполне здравый ум.
     С научной точки зрения, Мохаммеда, как и основателей других религий, следует считать психически больным. Именно такие люди, подверженные галлюцинациям, а не хладнокровные мыслители - способны повести за собой народ и основать религиозное учение. Роль сумасшедших людей в мировой истории необъятна. именно они создавали религии и разрушали империи. Их голоса поднимали на борьбу целые народы. Если бы миром управлял разум, а не безумие, ход истории был бы совершенно иным.
    Существует мнение, что Мохаммед был самозванцем. Я не разделяю его. Лишь благодаря своим галлюцинациям Мохаммед нашел в себе мужество преодолеть то сильнейшее сопротивление, которым сопровождались первые его шаги. Чтобы внушить веру другим, нужно самому быть глубоко верующим. Мохаммед, уверовавший в поддержку Бога, черпал в этой вере силы для преодоления всех препятствий.
     Наследием Мохаммеда стал арабский народ, представляющий собой единую нацию, исповедующий одну веру, подчиняющийся одному правителю. Несомненно, что именно этого и добивался пророк. Как правило, мы не знаем истинных причин тех или иных событий и потому считаем, что результаты, достигнутые политиками, и составляют цель их деяний. Рассуждения о том, насколько правомерен такой подход, вывели бы нас далеко за пределы нашего повествования.
     Очевидно, что посредством исламизма Мохаммеду удалось достичь в Аравии таких результатов, которые были бы недостижимы за счет других религий - христианства или иудаизма. Польза, принесенная пророком арабскому народу, была огромной. Вот что говорит о роли пророка в истории арабского народа посланник Омара в беседе с королем Персии:

"Мы были слабыми и жалкими. Среди нас встречались такие, что утоляли голод, поедая насекомых и змей, такие, что убивали своих дочерей, будучи не в состоянии их прокормить. Погруженные во мрак суеверия и идолопоклонничества, не зная законов и не имея тормозов, мы всегда враждовали между собой, грабя и уничтожая друг друга. Теперь же мы возродились. Мы стали другим народом. Бог создал среди нас человека, отличного от всех знатностью происхождения, своей добродетелью и гениальностью; Бог назначил его своим посланником. Устами пророка он сказал нам: "
Я есть единственный Бог, я - вечен, я - создатель Вселенной. Я добр, и потому посылаю вам наставника, который направит вас. Путь, указанный им, спасет вас от наказаний, уготованных в загробной жизни нечестивцам и преступникам, этот путь приведет вас ко мне в "день блаженства".
     Уверенность постепенно проникала в наши сердца, мы поверили в миссию пророка, признали, что он говорит от имени Бога, и что религия, принесенная им является единственно верной. Он осветил наш разум, остудил нашу ненависть, он сделал нас братьями, объединенными законами, диктуемыми мудрым божеством."

     Итак, теперь мы можем сказать, что Мохаммед был одним из самых великих людей, которых знала история. Некоторые историки умаляли величие пророка в силу собственных религиозных предубеждений, но сегодня ему воздают должное даже христианские писатели. Вот как высказывается один из них - Барталамей сен Гилор (Bardhelemy Saint Hilare):

"Мохаммед был самым умным, самым религиозным, самым мягкосердечным арабом своего времени. Своим влиянием на людей он обязан только своему превосходству над ними. Религия, преподаваемая им, была огромным благодеянием для расы, принявшей ее."

В чем же заключается суть религии, подчинившей миллионы людей своим законам?
    Какую новую правду несет она людям?

Сейчас мы попытаемся ответить на эти вопросы.